Наверх
Горячая линия

Департамент образования и науки
Брянской области

Главная / Образование / Образование детей с особыми образовательными потребностями

Информация об организации обучения детей с ОВЗ и  детей-инвалидов

 

В Брянской областисоздана и развивается система образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.

          Дети с ОВЗ и инвалидностью получают образование как в инклюзивной форме, так и в отдельных классах, группах и в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Анализ численности детей с ОВЗ и инвалидностью дошкольного и школьного возраста остается стабильно высоким на протяжении последних трех лет.

           Включение детей с инвалидностью и с ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года в Брянской областисоздаются межведомственные службы ранней помощи.

           По данным мониторинга в 2020 году в Российской Федерации в системе образования функционируют 19  подобных служб, общее количество обращений в службы в очном и заочном режимах составило 2123(что соответствует количеству подобных служб и обращений в них в 2017-2019 гг.).  Все лица, обратившиеся за помощью, получили услугу в полном объеме.

           По данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования, передаваемым в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 сентября 2020 г. из   48487 детей, посещающих дошкольные образовательные организации в Брянской области, 1771  ребёнок (3,65 %) являются детьми с ОВЗ (из них 15 детей-инвалидов) и 49 детьми-инвалидами (с нарушениями речи-1190 детей, с нарушениями зрения – 170 детей, с умственной отсталостью – 37 детей, с задержкой психологического развития – 153 ребёнка, с расстройством аутистического спектра – 4 ребёнка, с нарушениями опорно-двигательного аппарата -98 детей, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития – 100 детей, с иными ОВЗ (СДВГ)-19 детей).

           В 2020 году численность детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации, уменьшилась на 6,6 % (в 2018 году – 1896 воспитанников с ОВЗ), а численность детей-инвалидов уменьшилась на 57,7% (в 2018 году –  116 детей-инвалидов).

           В 2020 году количество групп комбинированной направленности составляло 33, а компенсирующей направленности – 128, их количество с 2019 года увеличилось на 10% и 0,8% соответственно (в 2018 году – 27 групп комбинированной и 126 групп компенсирующей направленности, в 2019 году – 30 групп комбинированной и 127 групп компенсирующей направленности).   Численность детей с ОВЗ, не обеспеченных местом в группах для детей с ОВЗ, на 1 сентября 2020 г. составляет 3 ребенка (на 1 января 2020 г. таких детей нет). При этом в целом по Брянской областив группах для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях имеются 605 свободных мест. Это свидетельствует о возможности открытия новых групп комбинированной и компенсирующей направленности  с целью удовлетворения  услугами дошкольного образования детей, имеющих особые образовательные потребности.

           Ежегодно уменьшается численность необучающихся в общеобразовательных организациях. На начало 2020/21 учебного года таких детей в возрасте 7-18 лет – 50, что на 4 % меньше, чем в начале 2019/20 учебного года. Из общей численности необучающихся 24 (48%) являются необучающимися с ОВЗ, а 32 (64 %) имеют статус «ребенка-инвалида» (при анализе по возрастным группам, преимущественно составляют дети в возрасте 13-16 лет).  

           На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020/21 учебном году получают образование 704 обучающихся с ОВЗ, что вышеаналогичных показателей 2019/20 учебного года на 9,1% и   еще 1690 обучающихся получали образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что нижеаналогичных показателей 2019/20 учебного года на 0,9% .

           Инклюзивно в 2020/21 учебном году обучаются 1234 обучающихся с ОВЗ (из них 764 имеют также статус ребенка-инвалида) и 539 детей-инвалидов, что на 3,5 % обучающихся с ОВЗ и 13,6 % детей-инвалидов соответственно больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.

           Количество специальных коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ в 2020 году составило 78 (в них 272 обучающихся с ОВЗ (из них 183 обучающихся детей-инвалидов). По сравнению с 2019/20 учебным годом количество классов уменьшилосьна 1,2 %, а численность обучающихся с ОВЗ в них  уменьшиласьна 5,1 %.

           Кроме того, в 2020/21 учебном году в системе общего образования функционирует 195 отдельных классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучается  1269 обучающихся с ОВЗ (из них 518  имеют также статус ребенка-инвалида) и 125 детей-инвалидов. Количество таких классов с 2019 года  уменьшилось на 14,8 %, а численность обучающихся в них уменьшилась на 6,3%.

           Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ГИА-9, ГИА-11), является обязательной (статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). При этом для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью создаются специальные условия, также они вправе проходить итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

            По итогам 2019/20 учебного года ГИА-11 по русскому языку сдавали 14 обучающихся с ОВЗ, что на 12,5 %  меньше, чем в 2018/19 учебном году (из них 14 – в форме единого государственного экзамена), по математике – 10  обучающихся с ОВЗ, что на 37,5 %  меньшепо сравнению с 2018/19 учебным годом (из них 10 – в форме единого государственного экзамена).

             Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание в образовательных организациях универсальной архитектурной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом) реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 (далее – Программа «Доступная среда»), объем субсидии по которой в 2020 году составил  4 789, 7 млн. рублей.

             Количество образовательных организаций – участников Программы «Доступная среда» – составило в 2020 году 5, из них  4  дошкольных и 1 общеобразовательных организаций.

            По итогам реализации Программы «Доступная среда» в 2020 году:

            доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 100% (плановое значение – 100%);

           доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составит 50% (плановое значение – 50%);

           доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного и среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста составит 100% (плановое значение – 100 %).

            По итогам 2020 года в Брянской областиколичество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составит 127 (26,8% от их общего количества при плановом значении 26%), дошкольных образовательных организаций – 76 (22,4% от их общего количества при плановом значении 22%).

Образовательный процесс для обучающихся на дому общеобразовательные учреждения организуют в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Вместе с тем  свои услуги детям-инвалидам, обучающимся на дому, предоставляют услуги педагоги-психологи,  учителя-дефектологи, учителя-логопеды,  социальные и другие работники Брянского областного психологического центра и 18 городских и районных центров психолого-медико-педагогического сопровождения. В период распространения новой коронавирусной инфекции работа по обучению детей «на дому» строилась по согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся.

           На начало 2020/21 учебного года по программам общего образования на дому обучались  508 обучающихся с ОВЗ (из них  354 также имеют статус ребенка-инвалида) и  85 детей-инвалидов, что на 13,4 % обучающихся с ОВЗ больше и на 63,4 % детей-инвалидов больше, чем в 2019/20 учебном году. Стоит учитывать, что численность обучающихся на дому в течение учебного года изменяется в связи с тем, что обучающемуся может быть рекомендовано освоение образовательных программ на дому на период от 21 дня до учебного года.

            В период распространения новой коронавирусной инфекции в Брянской области приняты меры по обеспечению соблюдения прав детей с  ОВЗ и  детей-инвалидов, направленные на снижение рисков распространения новой коронавирусной инфекции:

1.организовано посещение дежурных групп в образовательных организациях, реализующих  основные образовательные программы дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные программы  дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом их психофизического развития, особых образовательных потребностей, а также в получении социально-педагогической и психологической помощи.

2. Продолжали работу:

- психолого-медико-педагогическая комиссия по комплексному психолого-медико-педагогическому обследованию детей в Брянской области в соответствии с приказом департамента образования и науки Брянской области от 26.03.2020г. №443 «О деятельности ПМПК в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой»  и на основании рекомендаций Минпросвещения России № 07-9395 от 25.03.2020;

- 19 центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в муниципальных образованиях Брянской области.

          В регионе формировался опыт дистанционной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. На официальных  сайтах ОО, а также в группах образовательных учреждений в социальных сетях создавались разделы, в которых в  соответствии с программным содержанием и тематическим планом размещался учебно-методический материал, интернет – марафоны, познавательные  видеоуроки и творческие мастер-классы, а также занимательные материалы в доступном и понятном для обучающихся и родителей (законных представителей)  виде.

        Педагогами дистанционно организовывались следующие виды детской деятельности:

- дидактические, сюжетно-ролевые и развивающие игры;

- чтение художественной литературы;

- экспериментирование и познавательно-исследовательскую деятельность;

творческая деятельность в формате мастер-классов (рисование, лепка, аппликация);

 - конструирование и моделирование;

- музыкальное развитие (слушание, пение);

- театрализованные постановки;

- двигательная деятельность (утренняя гимнастика) и др.

      Еще одной формой общения и получения образовательных услуг в ряде  образовательных организаций стала работа на сервисе Zoom.

       Дистанционные занятия с детьми проводились в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России и Управления Роспотребнадзора по Брянской области.

       Сервис Zoom использовался не только для проведения развивающих занятий, но и для организации онлайн – встреч родителей и администрации, проведения родительских собраний в целях решения вопросов волнующих всех участников образовательного процесса.

       В период пандемии остро стоял вопрос детско-родительских отношений. Педагоги-психологи имели возможность ответить на волнующие родителей вопросы и провести индивидуальные беседы в дистанционном формате.  Специалистами  проводилась просветительская и консультационная работа по снижению тревожности, апатии, страхов, депрессии и агрессии детей и взрослых.

        Деятельность образовательных организаций была направлена на   создание условий для воспитания и обучения, способствующих не только усвоению обучающимися программного материала, но и развитию познавательной самостоятельности школьников с ОВЗ.

       В целях организации и предоставления питания обучающимся с ограниченными возможностями и с инвалидностью в общеобразовательных организациях в соответствие с действующим законодательством, согласно которому обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, а дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, обеспечивались сухим пайком.

            На уровнях общего образования в 2020/21 учебном году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляли 10884 педагогических работника и специалиста:  26 учителей-дефектологов (из них 13 – в дошкольных образовательных организациях), 106 учителей-логопедов (из них 68 – в дошкольных образовательных организациях), 153 педагога-психолога (из них 20 – в дошкольных образовательных организациях), 209 социальных педагогов (из них 2 – в дошкольных образовательных организациях), 7 тьюторов.

           В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов, занятых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, в 2020 году обучающие мероприятия проведены для более  800 человек из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий.

        В 2020 году в ГАУ ДПО «БИПКРО» в целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов, занятых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, проведены обучающие мероприятия для 826 руководящих и педагогических работников образовательных организаций.

      В рамках курсовых мероприятий было обучено 742 человека, из них:

-   по программе «Система контроля и оценки образовательных ресурсов в соответствии с ФГОС СОО и ФГОС обучающихся с ОВЗ» -258 чел.;

- по программе «Организация   воспитания детей  с  ОВЗ. Реализация  ФГОС образования   обучающихся  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)» - 360 чел.

- по программе «Обеспечение доступности образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» - 124 чел.

        Проведены методические семинары для педагогических работников ОО Брянской области:

- «Коррекционно-развивающее образование в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» - 32 чел.

- «Особенности психического развития обучающихся с ОВЗ, их особые образовательные потребности. Специальные условия получения образования детьми с ОВЗ» - 52 чел.

           Особое внимание уделяется реализации права на образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах, школах-интернатах и домах-интернатах социальной защиты (далее – ДДИ).

           Численность детей-инвалидов, проживающих в ДДИ Брянской области, сократиласьдо 119 (на 1,1%) (с  130 детей-инвалидов в 2019 году). 100% детей-инвалидов и 13,5% граждан старше 18 лет, проживающих в ДДИ, получают общее образование с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и индивидуальных возможностей.

Департаментом образования и науки Брянской области и департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области осуществляется постоянное тесное взаимодействие по вопросу  обучения детей-инвалидов, проживающих в  ГБСУСОН «Дубровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Брянской области.

С 2016 года для всех воспитанников Дубровского детского дома-интерната для умственно отсталых детей  организовано обучение по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью.

         Отдел образования Дубровского района Брянской области совместно с ГБСУСОН «Дубровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» составлен совместный план работы по организации образования воспитанников Дубровского дома-интерната, осуществляется совместное участие в конференциях и вебинарах по организации работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями, на базе МБОУ «Дубровская СОШ №2» проведен семинар по обмену опытом работы между ДДИ и школой с детьми с тяжелыми и множествененными   нарушениями.

В Брянской области в 2020 году направлены на отдых и оздоровление 473 ребенка-инвалида и 787 обучающихся с ОВЗ.

В регионе продолжает развиваться система дополнительного образования детей, куда включаются обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью.

В 2020 году по программам дополнительного образования обучались 1319 обучающихся с ОВЗ и 317 обучающихся с инвалидностью, что на 310 человек больше, чем в 2019 году.

В 2019 году 1326 детей с ОВЗ и детей-инвалидов занимались по 132 дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам всех направленностей.

Следует отметить, что как в предыдущие годы, так и в 2020 году,  наибольшее количество детей с овз и инвалидностью посещают кружки и иные детские объединения художественной направленности.

Прием на программы среднего профессионального образования (далее – СПО) лиц с инвалидностью в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличился с 62 человек до 70 (на 12 %). Всего численность инвалидов, обучающихся в образовательных организациях СПО, составила в 2020 году 187 человек, численность обучающихся с ОВЗ – 139 человек.

Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовых профессиональных образовательных организаций (далее – БПОО) и ресурсных учебно-методических центров (далее – РУМЦ СПО).

В Брянской области функции БПОО возложены на ГАПОУ «Брянский строительно-технологический колледж имени Л.Я. Кучеева» (далее - техникум).

Базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку инклюзивного профессионального образования   функционирует с 2016 года.

БПОО осуществляет профессиональную ориентацию инвалидов и лиц с ОВЗ в целях выбора ими профессии/специальности с учетом их способностей и склонностей, организует сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе получения ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.

С целью создания правовых, экономических и образовательных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни базовая профессиональная образовательная организация принимает участие в программе «Доступная среда».

В 2020 году на базе базовой профессиональной образовательной организации создан региональный  центр обучения экспертов «Абилимпикс» и  региональный  Волонтерский центр «Абилимпикс».

Ежегодно в области проводится конкурс профессионального мастерства среди лиц с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс».

На базе БПОО организована постоянно действующая региональная «горячая линия»(тел.89102359396) по вопросам получения профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также их последующего трудоустройства (информация размещена на официальном сайте техникума: https:// бстт.рф).

В соответствии с задачами развития и содержания образования,  направленными на организацию инклюзивного образования на базе БПОО проходят следующие мероприятия по повышению квалификации педагогов:

1.Круглый стол «Организация безопасной образовательной среды как фактор психологического здоровья обучающихся» (на базе базовой профессиональной образовательной организации).

2.Круглый стол «Актуальные вопросы  инклюзивного образования: теория и практика» (на базе базовой профессиональной образовательной организации).

3.Региональный обучающий семинар «Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» (на базе базовой профессиональной образовательной организации с участием специалистов регионального учебно-методического центра).

4.Региональный фестиваль «Равные права – равные возможности» (на базе базовой профессиональной образовательной организации) для обучающихся коррекционных школ и школ-интернатов).

5.Предпрофильная подготовка учащихся школ с ОВЗ и инвалидностью в рамках реализации федерального проекта «Билет в будущее» (БПОО и РУМЦ).

В соответствии с Региональной программой развития сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве в 2020 году были актуализированы программы развития профессиональных образовательных организаций Брянской области.

В программы развития профессиональных образовательных организаций  включены мероприятия по приведению в соответствие основных структурно-функциональных зон и элементов зданий и сооружений, подлежащие адаптации инвалидов, разработка и реализация адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ с учетом рекомендаций  по профессиям и специальностям СПО, развитие кадрового потенциала, обеспечивающего возможность обеспечения инклюзивного образования.

БПОО обеспечивает систему сетевого взаимодействия в регионе с включением всех заинтересованных участников профессионального образования.

РУМЦ СПО создаются с целью консультационного, экспертного
и методического сопровождения на общероссийском и межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения,
в том числе по адаптированным образовательным программам.

В 2020 году в  Брянской области на базе ГБПОУ «Брянский профессионально-педагогический колледж»  функционирует  РУМЦ СПО.

Основными задачами и направлениями деятельности РУМЦ  являются:

экспертно-консультационная деятельность (консультирование специалистов Федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании, базовых профессиональных образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций  и др. по вопросам организации процесса обучения инвалидов от профориентации до трудоустройства;

экспертиза адаптированных программ, методических материалов, контрольно-оценочных средств и т.д.); методическая деятельность (разработка рекомендаций по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом нозологических групп от профориентации до трудоустройства;

разработка основных профессиональных образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств по направлению;

информационно-аналитическая деятельность (разработка инструментария и проведение мониторингов, социологических опросов, экспертиз, подготовка заключений и рекомендаций, публикация информационных материалов и др.);

разработка материалов и подготовка экспертов для конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» (разработка заданий, контрольно-оценочных средств, требований к оснащению рабочего места на соревновательной площадке; разработка и реализация программ ДПО для подготовки экспертов и др.);

проведение повышения квалификации педагогов по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по профессиям/специальностям.

Ресурсный учебно-методический центр на базе колледжа организует обучение на основе разработанных совместно с работодателями адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования с применением модульного и дистанционного обучения, индивидуальных образовательных траекторий.

         Трансляция уроков ведется из 15 учебных кабинетов. Для организации дистанционного обучения используется система обучения Moodle,

    В настоящее время  в колледже обучаются 37 студентов с инвалидностью и ОВЗ, из них 17 студентов с применением дистанционных образовательных технологий по специальностям: «Информационные системы и программирование», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

В 2020 году РУМЦ проделана следующая работа:

разработка проекта единой информационно-образовательной среды инклюзивного образования;

 проведение четырёх онлайн-семинаров, круглых столов по теме:  «Траснляция положительного опыты в области обучения лиц с инвалидномстью и ОИЗ различных нозологических групп»;

разработка и внедрение дистанционных учебных курсов, адаптированных по трем нозологиям;

создание информационной базы РУМЦ;

организация и проведение повышения квалификации преподавателей профессиональных образорвательных организаций области по вопросам работы с инвалидами и лицами с ОВЗ;

организация работы «Горячей линии» по экспертно-консультационному сопровождению деятельности профессиональных образовательных организаций по средствам каналов телефонной связи и электронной почты;

         В своей деятельности ресурсный учебно-методический центр взаимодействует со следующими предприятиями и партнерами: ГКУ «Центр занятости населения города Брянска», ГКУ «ОСЗН Бежицкого района города Брянска», ГБУ «КЦСОН», ООО «Армони», ООО «Премиум». Деятельность РУМЦ представлена на сайте:https://bppk.info.

         По итогам реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019-2020 годах была обновлена инфраструктура в 6 отдельных образовательных организациях (5 организаций в 2019 году, 1 организаций в 2020 году), которые получили субсидию из федерального бюджета в первую очередь на приобретение нового современного оборудования для предмета «Технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей (в 2019 году – 23 118 280, из них 22 887 100 – федеральный бюджет, 231 180 – региональный бюджет; в  2020 году - 7 815 050, из них из федерального бюджета – 7 736 900,из бюджета субъекта– 78 150).

           За счет этих средств обновлена материально-техническая база для реализации предметной области «Технология» в  20 мастерских по профилям: «Швейное дело», «Агропромышленный профиль», «Строительный профиль», «Поварское дело», «Сельскохозяйственный труд», «Строительный профиль»);обновлено оснащение в кабинетах для организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и с инвалидностью (в  11 кабинетах специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, а также сенсорная комната);   обновлено оборудование и оснащение учебных кабинетов и помещений для организации обучения детей с овз (в 17 кабинетах: компьютерном классе, спортивном зале/зале лечебной физкультуры, ритмики, учебных кабинетах химии, физики, музыки, биологии и иных); обновлено  оснащение для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (в 12 кабинетах для занятий по компьютерной грамотности, по экологическому воспитанию, по спортивно-оздоровительному направлению, а также в школьной библиотеке).

        В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по итогам 2020 года 48% от общего числа детей
с инвалидностью и с ОВЗ  охвачены программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого реализуются мероприятия по созданию инновационных учреждений дополнительного образования детей: детские технопарки «Кванториум», центры «Точки роста», IT-куб, Экостанция и др.,  а также мероприятия по совершенствованию инфраструктуры для детей с инвалидностью и с ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования.

           В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата «Абилимпикс» и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

            В 2020 году в Брянской областибыл проведенрегиональный конкурс «Абилимпикс», в котором приняли участие 61 человек в возрасте от 14 до 65 лет.

         По итогам ежеквартального мониторинга трудоустройства участников конкурсов «Абилимпикс» по состоянию на 1 октября 2020 г. занятыми являются  94,7 % участников региональных конкурсов «Абилимпикс» 2019-2020  учебного года (из них трудоустроены – 5 человек (9,3 %), продолжают обучаться – 49 человека (90,7 %).

        В 2020 году в Брянской области актуализирована нормативная правовая база в части соблюдения права обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью на образование, в том числе приняты:

       приказ департамента образования и науки Брянской области от 19.09.2019г. №1355 «Об утверждении перечня коррекционных школ, в которых будет обновлена материально-техническая база, а также медиаплана обновления материально-технической базы в коррекционных школах, на 2020г.»

      приказ департамента образования и науки Брянской области от 18.02.2020г. №243 «О проведении регионального этапа  VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»

     приказ департамента образования и науки Брянской области от 25.09.2019г. №1387 «Об утверждении победителей конкурсного отборадошкольных  образовательных,общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, организаций дополнительного образования детей по участию в 2020 году в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

     приказ департамента образования и науки Брянской области от  25.09.2019г. № 1388/1 «Об утверждении пообъектного распределения субсидии на реализацию в 2020 году вБрянской областимероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования»

   приказ департамента образования и науки Брянской области от 26.03.2020г. №443 «О деятельности ПМПК в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой»

         приказ департамента образования и науки Брянской области от 21.10.2020г.  №1072 «Об организации и проведении регионального этапа чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс» в 2020 году

    приказ департамента образования и науки Брянской области от 23.12.2020г. № 1388/1 «О награждении победителей Регионального и Национального чемпионатов профессионального мастерства «Абилимпикс» 2020 года   

    приказ департамента образования и науки Брянской области  от 13.10.2020г. № 1032  «Об утверждении организационного комитета регионального чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс»

     приказ департамента образования  от 31.08.2020г. № 90/20 «Об утверждении Положения о Ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

          В 2020 году в Брянской области реализовано право на получение качественного образования для всех детей с    ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью; проведена работа по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью и адаптации их к жизни в условиях современного общества;

приняты меры по социальной поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья  и с инвалидностью.

Приказ "Об утверждении межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года) на территории Брянской области."

Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в Брянской области  на 1 сентября 2020 г.

Межведомственный комплексный план по вопросам организации образования и создания условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Брянской области на период до 2020 года

Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обещающихся с ограниченными возможностями здоровья

Методические материалы по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся

Методические рекомендации по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации "Об организации образования образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации "Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации

Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2013 г. N 1035 "О признании не действующим на территории РФ письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. N 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому"

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому"

Письмо ТС 421-07 от 8 февраля 2019 "О работе с обучающимися с нарушениями чтения и письма"

Письмо ТС-551-07 от 20 февраля 2019"О Сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью"

Информационная справка об образовании обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Брянской области по итогам 2018-2019 учебного года

Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 года № Р93 "Об утверждении примерного Положения о психолого - педагогическом консилиуме образовательной организации"

Письмо В.С.Басюка, заместителя Министра просвещения Российской Федерации, от 14.08.2020 г. №ВБ-1612/07 о программах основного общего образования.

распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08. 2020 г. № Р-75 «Об утверждении  примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2020 г. №1484/07 о направлении разъяснений по примерному Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2020 г. №2210/07 о направлении разъяснений по рабочему времени учителей-логопедов

постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»



  Департамент образования в социальных сетях:
Создание сайта — компания "Альма", 2013
Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы: